Правила предоставления государственных грантов для реализации новых бизнес-идей в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025»
Правила утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года № 1060 «О некоторых мерах государственной поддержки частного предпринимательства».
Разработчик Правил – Министерство национальной экономики РК.
Глава 1. Общие положения
- Настоящие Правила предоставления государственных грантов для реализации новых бизнес-идей в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025» (далее – Правила предоставления государственных грантов) разработаны в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и определяют условия и механизм предоставления государственных грантов субъектам малого предпринимательства для реализации новых бизнес-идей.
- Предоставление государственных грантов осуществляется в рамках второго направления Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025», утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2019 года № 968, (далее – Программа) «Отраслевая поддержка предпринимателей/субъектов индустриально-инновационной деятельности».
- Государственные гранты для реализации новых бизнес-идей предоставляются субъектам малого предпринимательства, в том числе начинающим молодым предпринимателям, начинающим предпринимателям, на безвозмездной основе в приоритетных секторах экономики, согласно приложению 2 к Программе.
- Государственные гранты предоставляются государством через региональных координаторов Программы по итогам проводимых конкурсов по отбору заявок субъектов малого предпринимательства на предоставление государственных грантов.
- Финансирование мер поддержки в форме грантов осуществляется за счет средств республиканского и местного бюджетов. В целях предоставления государственных грантов средства из республиканского и местного бюджетов перечисляются уполномоченным органом региональному координатору Программы.
- В целях реализации Программы не менее 20 % из выделяемых средств направляются на предоставление государственных грантов субъектам малого предпринимательства, относящимся к социально уязвимым слоям населения.
- Условия и требования по использованию информационной системы субсидирования распространяются на отношения, возникшие после заключения соответствующего договора между региональным координатором Программы и поставщиком услуг.
- Финансированию подлежат договоры о предоставлении гранта, действующие на дату вступления в силу настоящих Правил и зарегистрированные в информационной системе субсидирования. Перевод действующих бумажных договоров о предоставлении гранта в электронный формат и их регистрация в информационной системе субсидирования осуществляются региональным координатором Программы и поставщиком услуг в течение двух месяцев с даты вступления в силу настоящих Правил предоставления государственных грантов.
- Услуги финансового агентства оплачиваются уполномоченным органом за счет средств республиканского бюджета.
Глава 2. Термины и определения
- В настоящих Правилах предоставления государственных грантов используются следующие термины и определения:
1) информационная система субсидирования – организационно-упорядоченная совокупность информационно-коммуникационных технологий, обслуживающего персонала и технической документации, предназначенная для оказания услуг по выполнению процессов государственной поддержки, предоставляющая возможность взаимодействия с веб-порталом «электронного правительства», регистрации заявки, а также ее обработки посредством автоматической проверки заявки на соответствие условиям предоставления государственной поддержки;
2) социально уязвимые слои населения – категории граждан, определенные статьей 68 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях»;
3) региональный координатор Программы – определяемое акимом области (столицы, городов республиканского значения) структурное подразделение местного исполнительного органа, ответственное за реализацию Программы на областном уровне (столицы, городов республиканского значения);
4) бизнес-проект – план предпринимателя, раскрывающий возможность создания собственного бизнеса (производство товаров, выполнение работ, оказание услуг), выполненный в форме описания, расчетов, прогнозов, а также содержащий сроки реализации проекта и софинансирования собственными средствами (денежными средствами, движимым/недвижимым имуществом, участвующим в бизнес-проекте) предпринимателя на уровне не менее 10 % от объема предоставляемого государственного гранта и создания новых рабочих мест;
5) новая бизнес-идея – предпринимательская инициатива, направленная на реализацию конкретного проекта, предусматривающего выпуск товаров, оказание услуг, выполнение работ с применением материалов, технологий и методов, ранее не применявшихся при реализации таких проектов (к новым бизнес-идеям также относятся проекты, предусматривающие выпуск товаров, оказание услуг, выполнение работ, не реализуемые в конкретном населенном пункте или сельском округе при прохождении конкурса);
6) предприниматель – субъект малого предпринимательства, в том числе начинающий молодой предприниматель, начинающий предприниматель;
7) комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг) –предпринимательская деятельность, при которой правообладатель комплекса исключительных прав предоставляет его в пользование на возмездной основе другому лицу;
8) конкурсная комиссия – коллегиально-совещательный орган с участием представителей местных исполнительных органов, общественных объединений, научно-образовательных учреждений, отраслевых экспертов, региональных средств массовой информации, в составе не менее 5 (пять) человек (председателем конкурсной комиссии не может быть представитель местных исполнительных органов);
9) финансовое агентство – акционерное общество «Фонд развития предпринимательства «Даму»;
10) заявка – заявление в электронной форме с приложением необходимых документов согласно требованиям настоящих Правил предоставления государственных грантов;
11) уполномоченный орган – уполномоченный орган по предпринимательству;
12) договор о предоставлении гранта – трехстороннее соглашение по форме, утверждаемой уполномоченным органом по предпринимательству, заключаемое на веб-портале информационной системы субсидирования (далее – веб-портал) в электронном виде между региональным координатором Программы, финансовым агентством и субъектом малого предпринимательства, по условиям которого предпринимателю предоставляется целевой грант на реализацию новых бизнес-идей;
13) начинающий предприниматель – предприниматель, срок государственной регистрации которого в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица составляет на момент обращения к региональному координатору Программы для получения государственного гранта менее 3 (три) лет (допускается аффилированность начинающего предпринимателя с действующими предпринимателями при условии создания нового вида деятельности, отличающегося от текущей деятельности действующего аффилированного предпринимателя);
14) начинающий молодой предприниматель – предприниматель в возрасте до 29 лет (включительно), срок государственной регистрации которого в качестве индивидуального предпринимателя составляет на момент обращения к региональному координатору Программы для получения государственного гранта менее 3 (три) лет (возраст определяется на дату обращения начинающего индивидуального предпринимателя к региональному координатору Программы, допускается аффилированность молодого начинающего предпринимателя с действующими предпринимателями при условии создания нового вида деятельности, отличающегося от текущей деятельности действующего аффилированного предпринимателя);
15) веб-портал – интернет-ресурс, размещенный в сети интернет, предоставляющий доступ к информационной системе субсидирования;
16) личный кабинет – персональная веб-страница пользователя (предпринимателя, уполномоченного органа, национального института, финансового агентства, регионального координатора Программы, конкурсной комиссии) в реестре;
17) лицевой счет – счет, открываемый в информационной системе субсидирования, отражающий информацию о пользователе, зарегистрированном в реестре, необходимую для его опознавания (аутентификации) и предоставления доступа к его личным данным и настройкам;
18) поставщик услуг – лицо, обеспечивающее доступ к информационной системе субсидирования и ее сопровождение в качестве владельца, которое определяется региональным координатором Программы в соответствии с законодательством о государственных закупках;
19) электронный реестр заявок (далее – реестр) – совокупность сведений о заявках, а также пользователях и иные сведения, отраженные в информационной системе субсидирования;
20) веб-портал «электронного правительства» – информационная система, представляющая собой единое окно доступа ко всей консолидированной правительственной информации, включая нормативную правовую базу, и государственным услугам, услугам по выдаче технических условий на подключение к сетям субъектов естественных монополий и услугам субъектов квазигосударственного сектора, оказываемым в электронной форме;
21) электронная цифровая подпись (далее – ЭЦП) – набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания.
Глава 3. Порядок и условия предоставления
государственных грантов для реализации новых бизнес-идей
- Участниками конкурсного отбора на предоставление грантов могут быть предприниматели, осуществляющие свою деятельность в рамках Программы, представившие на конкурсный отбор документы в полном объеме в соответствии с пунктом 23 настоящих Правил предоставления государственных грантов.
- Каждый предприниматель, соответствующий условиям Программы, может быть участником конкурсного отбора с целью предоставления государственных грантов для реализации новых бизнес-идей по одному бизнес-проекту, при отсутствии действующих договоров на предоставление гранта.
Обязательными условиями бизнес-проекта для реализации новых бизнес-идей являются:
1) софинансирование (денежными средствами) предпринимателем расходов на его реализацию в размере не менее 10 % от объема предоставляемого государственного гранта, в том числе личным движимым или недвижимым имуществом, участвующим в бизнес-проекте (требование не является обязательным для социально уязвимых слоев населения);
2) создание новых рабочих мест;
3) наличие в бизнес-проекте предпринимателя инвестиционного плана, которым предусмотрено наличие инфраструктуры и/или создание достаточной инфраструктуры для реализации проекта.
- Предприниматели используют средства государственного гранта для реализации новых бизнес-идей на следующие цели:
1) приобретение основных средств, сырья и материалов, необходимых для выпуска товаров или оказания услуг;
2) приобретение нематериальных активов;
3) приобретение технологии;
4) приобретение прав на комплексную предпринимательскую лицензию (франчайзинг);
5) расходы, связанные с исследовательскими работами и/или внедрением новых технологий.
Срок реализации бизнес-проекта предпринимателем не может превышать 18 (восемнадцать) месяцев с момента подписания договора о предоставлении гранта.
- Средства государственного гранта для реализации новых бизнес-идей не могут быть использованы:
1) на приобретение недвижимого имущества и/или земельного участка;
2) в качестве платы за аренду;
3) на приобретение основных средств/активов (получение услуг/выполнение работ) у аффилиированных/связанных компаний/лиц;
4) на приобретение основных средств (оборудования), бывших в эксплуатации.
Освоение предпринимателем средств государственного гранта для реализации новых бизнес-идей осуществляется безналичным путем на счет контрагента, зарегистрированного в качестве субъекта предпринимательства, за исключением случаев приобретения автотранспорта у физического лица.
- Сумма государственного гранта для одного предпринимателя составляет от 2 (два) млн. тенге до 5 (пять) млн. тенге.
- Гранты не могут быть предоставлены предпринимателям:
1) находящимся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства, а также деятельность которых приостановлена в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан;
2) имеющим задолженность по налогам и другим обязательным платежам в государственный бюджет;
3) основным видом деятельности которых является предоставление недвижимости в аренду;
4) не подтвердившим софинансирование (денежными средствами, движимым/недвижимым имуществом, участвующим в бизнес-проекте) расходов на реализацию бизнес-проекта в размере не менее 10 % от объема предоставляемого государственного гранта при подаче заявки на получение государственного гранта (за исключением социально уязвимых слоев населения);
5) имеющим просроченную задолженность по финансовым обязательствам участника конкурса согласно его кредитной истории.
- Для проведения конкурса решением руководителя регионального координатора Программы создается конкурсная комиссия по отбору заявок предпринимателей, претендующих на предоставление грантов, и утверждает ее состав. Основными принципами деятельности конкурсной комиссии являются создание равных условий для предпринимателей, а также единство требований, предъявляемых к ним, всесторонность и полнота исследований представляемых документов, объективность принимаемых решений.
- Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя и членов конкурсной комиссии.
Председателем конкурсной комиссии не могут быть представители местных исполнительных органов и финансового агентства.
Секретарь конкурсной комиссии осуществляет организацию заседания конкурсной комиссии, а именно по согласованию с председателем определяет место, дату и время проведения заседаний, извещает членов конкурсной комиссии о предстоящем заседании, доводит до ее членов материалы, необходимые для проведения заседания. Заседания комиссии могут проводиться в режиме видеоконференцсвязи.
Секретарь конкурсной комиссии не входит в ее состав и не имеет права голоса при принятии решения.
Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если в нем приняло участие более половины членов конкурсной комиссии.
Решение конкурсной комиссии принимается, если за него проголосовало более половины членов конкурсной комиссии. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.
- Рабочим органом конкурсной комиссии является региональный координатор Программы, который:
1) осуществляет опубликование на официальном сайте регионального координатора Программы, а также на веб-портале объявления о проведении конкурса для отбора предпринимателей с целью предоставления государственных грантов на финансирование бизнес-идей согласно приложению 1 к настоящим Правилам предоставления государственных грантов;
2) на периодической основе обеспечивает освещение через региональные средства массовой информации в течение всего срока реализации Программы хода предоставления государственной поддержки предпринимателям в виде грантов;
3) консультирует предпринимателей по вопросам участия в конкурсе и вопросам, имеющим отношение к его проведению, об условиях и порядке предоставления грантов;
4) принимает от предпринимателей заявки на участие в конкурсе и прилагаемые к ним в соответствии с настоящими Правилами предоставления государственных грантов документы;
5) организует и проводит конкурс;
6) уведомляет предпринимателей о предоставлении гранта или отказе в его предоставлении.
- Региональный координатор Программы в течение 3 (три) рабочих дней после утверждения индивидуального плана финансирования по предоставлению грантов (далее – план финансирования) размещает его на веб-портале.
- Прием заявок осуществляется по месту регистрации (юридическому адресу) предпринимателя.
- Государственные гранты предоставляются при соблюдении следующих условий:
1) подача заявки на получение соответствующего гранта по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам предоставления грантов, посредством веб-портала «электронного правительства».
Информационное взаимодействие веб-портала «электронного правительства» и информационной системы субсидирования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) регистрация заявки в информационной системе субсидирования;
3) наличие лицевого счета в информационной системе субсидирования у предпринимателя, данные которого подтверждены в результате информационного взаимодействия информационной системы субсидирования с государственными базами данных «Юридические лица» или «Физические лица».
Наличие лицевого счета в информационной системе субсидирования дает возможность предпринимателю самостоятельно осуществить регистрацию заявки в информационной системе субсидирования, в этом случае подача заявки не требуется, и она считается поданной с момента такой регистрации;
4) подтверждение сведений об отсутствии задолженности по обязательным платежам в бюджет, учет по которой ведется в органах государственных доходов, полученных в результате информационного взаимодействия информационной системы субсидирования и информационной системы органов государственных доходов;
5) подтверждение сведений о принадлежности заявителя к социально уязвимым слоям населения, полученных в результате информационного взаимодействия информационной системы субсидирования и автоматизированной информационной системы «Централизованная база данных выплаты пенсий и пособий» (при необходимости);
6) в целях подтверждения софинансирования недвижимым имуществом, участвующим в бизнес-проекте, – наличие у предпринимателя земельного (ых) участка (ов) на праве землепользования и (или) частной собственности или иного недвижимого имущества, подтвержденное в результате информационного взаимодействия информационной системы субсидирования с автоматизированной информационной системой государственного земельного кадастра и государственной базой данных «Регистр недвижимости» (за исключением социально уязвимых слоев населения);
7) в целях подтверждения софинансирования движимым имуществом, участвующим в бизнес-проекте, – наличие у предпринимателя движимого имущества, подтвержденное посредством информационного взаимодействия информационной системы субсидирования с государственным реестром сельскохозяйственной техники и/или базой данных «Автомобиль» (за исключением социально уязвимых слоев населения).
Для участия в конкурсе предприниматель вправе подать только одну заявку. Заявки принимаются в сроки, указанные в объявлении о проведении конкурса.
- Предприниматели, претендующие на получение государственных грантов для реализации новых бизнес-идей, прикрепляют к заявке следующие сканированные копии документов в формате PDF:
1) справку о средней численности наемных работников на момент подачи заявки, заверенную подписью руководителя и печатью заявителя (при наличии);
2) документ (при наличии), подтверждающий прохождение предпринимателем обучения в рамках Программы и (или) Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 – 2021 годы «Еңбек», утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2018 года № 746, со сроком давности не более 2 (два) лет;
3) документы, подтверждающие наличие софинансирования (денежными средствами, движимым/недвижимым имуществом, участвующим в бизнес-проекте) расходов на реализацию бизнес-проекта в размере не менее 10 % от объема предоставляемого государственного гранта, выписку из банковского счета о наличии на текущем счете предпринимателя денежных средств или документы, подтверждающие оценочную стоимость движимого и/или недвижимого имущества, участвующего в бизнес-проекте (за исключением социально уязвимых слоев населения);
4) документ, подтверждающий наличие у заявителя статуса отнесения к социально-уязвимым слоям населения (в случае непоступления сведений в результате взаимодействия информационных систем);
5) копию уведомления о регистрации индивидуального предпринимателя со сведениями об осуществлении предпринимателем деятельности в приоритетных секторах экономики (в случае непоступления сведений в результате взаимодействия информационных систем).
- Сведения о предпринимателе, в том числе свидетельстве о государственной регистрации/перерегистрации юридического лица и (или) уведомлении о регистрации индивидуального предпринимателя, видах деятельности юридического лица/индивидуального предпринимателя, стадиях ликвидации, реорганизации или банкротства, а также о прекращенной деятельности, отсутствии/наличии задолженности по обязательным платежам в бюджет, наличии движимого и/или недвижимого имущества, задолженности по кредитам (займам) определяются автоматически из соответствующих государственных информационных систем через шлюз «электронного правительства».
- Для предоставления доступа к данным реестра через веб-портал (далее – личный кабинет):
1) предприниматели, региональный координатор Программы, финансовое агентство, уполномоченный орган (далее – пользователи) должны обладать ЭЦП для самостоятельной регистрации в информационной системе субсидирования;
2) региональный координатор Программы ежегодно направляет поставщику услуг актуализированные списки своих работников, обладающих ЭЦП.
Для регистрации в личном кабинете пользователями указываются следующие сведения:
1) для физических лиц и индивидуальных предпринимателей – индивидуальный идентификационный номер (далее – ИИН), фамилия, имя и отчество (при его наличии);
2) для юридических лиц – бизнес-идентификационный номер (далее – БИН), полное наименование; фамилия, имя и отчество (при его наличии) и ИИН первого руководителя;
3) контактные данные (почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты);
4) реквизиты банковского счета в банке второго уровня.
При изменении вышеуказанных данных пользователь в течение одного рабочего дня изменяет данные лицевого счета, внесенные в личный кабинет.
Доступ к информационной системе субсидирования предоставляется уполномоченному органу постоянно в онлайн-режиме на безвозмездной основе.
Уполномоченный орган ежегодно направляет поставщику услуг, имеющему доступ к информационной системе субсидирования, список ответственных лиц в соответствии с требованиями по защите персональных данных.
Формирование и регистрация заявки производятся в личном кабинете в следующем порядке:
1) формируется заявка с внесением в нее сведений, необходимых для проверки информационной системой субсидирования требований подпунктов 3), 4), 5), 6) и 7) пункта 22 настоящих Правил предоставления государственных грантов;
2) заявка регистрируется в информационной системе субсидирования путем ее подписания ЭЦП предпринимателя и становится доступной в личном кабинете регионального координатора.
В случае, если до момента принятия региональным координатором заявки выявлено наличие ошибки в зарегистрированной заявке, предприниматель вправе отозвать заявку с указанием причины отзыва.
Предприниматель обращается к региональному координатору Программы за получением консультационной поддержки по вопросам подготовки заявки и сбора документов для участия в Программе.
- Региональный координатор Программы в течение 2 (два) рабочих дней с момента регистрации предпринимателем заявки подтверждает ее принятие путем подписания с использованием ЭЦП соответствующего уведомления. Данное уведомление становится доступным в личном кабинете предпринимателя.
- В случаях представления предпринимателем неполного пакета документов, либо представления недостоверных данных или документов, не соответствующих установленным условиями Программы формам, региональный координатор Программы возвращает предпринимателю представленные документы с указанием конкретных недостатков по представленным документам.
- Региональный координатор Программы в течение 3 (три) рабочих дней после завершения срока приема заявок:
1) посредством информационной системы субсидирования формирует перечень одобренных заявок предпринимателей;
2) посредством информационной системы формирует графики заседаний конкурсной комиссии по отбору заявок субъектов предпринимательства с указанием повестки дня, даты, времени по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам предоставления государственных грантов.
После формирования графика всем предпринимателям, чьи заявки вошли в перечень одобренных заявок, направляется автоматическое уведомление о дате, времени и месте презентации и голосовании по проектам предпринимателей;
3) обеспечивает авторизацию членов конкурсной комиссии в информационной системе субсидирования;
4) направляет уведомление членам конкурсной комиссии о необходимости рассмотрения одобренных заявок и электронной документации предпринимателя для принятия решения по одобрению/неодобрению заявленных проектов.
- Конкурс проводится не менее 2 (два) раз в год при наличии бюджетных средств.
- Предприниматель презентует свой бизнес-проект на заседании конкурсной комиссии, в том числе посредством видеоконференцсвязи.
- Конкурсная комиссия в соответствии с законодательством Республики Казахстан и настоящими Правилами предоставления государственных грантов осуществляет:
1) рассмотрение заявленного проекта на полноту и достоверность представленных документов;
2) голосование методом простановки баллов по каждому вопросу согласно критериям оценки предпринимателя в рамках бизнес-идей, указанным в приложении 4 к настоящим Правилам предоставления государственных грантов;
3) подписание протокола заседания конкурсной комиссии по отбору заявок по форме, согласно приложению 5 к настоящим Правилам предоставления государственных грантов, где указаны результаты голосования каждого члена конкурсной комиссии и ее итоговое решение.
Информация по персональному голосованию членов конкурсной комиссии при отборе предпринимателей оглашению не подлежит.
Конкурсная комиссия при изучении заявок запрашивает через регионального координатора Программы в соответствующих уполномоченных государственных органах, а также у юридических и физических лиц информацию о соответствии действительности указанных в заявке сведений.
- Конкурсная комиссия при рассмотрении конкурсных заявок принимает решение о возможности/невозможности предоставления государственного гранта для реализации новых бизнес-идей на основании следующих критериев (в том числе руководствуясь критериями оценки бизнес-проекта предпринимателя, отраженными в приложении 4 к настоящим Правилам предоставления государственных грантов):
1) новизна бизнес-идей (требование не является обязательным для социально уязвимых слоев населения);
2) конкурентоспособность бизнес-проекта (проработка рыночной потребности – маркетинговый анализ);
3) готовность бизнес-проекта к внедрению (проработка вопроса организации производства, наличие помещения для размещения проекта, рынка сбыта, уровень готовности проекта для запуска производства).
При этом к критерию новизны бизнес-идеи относятся проекты, предусматривающие:
выпуск товаров, оказание услуг, выполнение работ, ранее не реализованных в конкретном населенном пункте или сельском округе;
применение новых или усовершенствованных технологий в конкретном населенном пункте или сельском округе.
- Протокол заседания конкурсной комиссии формируется посредством веб-портала, подписывается членами, секретарем и председателем конкурсной комиссии посредством ЭЦП.
При подписании протокола конкурсной комиссии производится автоматическое резервирование объемов бюджетных средств в Плане финансирования в соответствии с очередностью подачи заявок.
- Срок действия протокола заседания конкурсной комиссии – 9 (девять) месяцев со дня принятия решения конкурсной комиссии.
- Присвоение баллов по проекту для его оценки осуществляется исходя из критериев оценки проекта предпринимателя, указанных в приложении 4 к настоящим Правилам предоставления государственных грантов.
- Максимальный балл, присваиваемый членом конкурсной комиссии по одному проекту предпринимателя, составляет 40 (сорок) баллов. По бизнес-проектам предпринимателей, относящихся к социально уязвимым слоям населения, сумма максимального балла устанавливается за минусом баллов по необязательным требованиям/критериям согласно приложению 4 к настоящим Правилам предоставления государственных грантов.
- По итогам голосования количество баллов, выставленных членами конкурсной комиссии, суммируется и определяется итоговое решение конкурсной комиссии.
- В случае, если проект набирает более 70 % от максимально возможной суммы баллов проголосовавших членов конкурсной комиссии, проект считается одобренным конкурсной комиссией.
- Члены конкурсной комиссии при рассмотрении заявленного проекта не могут руководствоваться дискреционным подходом. Срок рассмотрения проекта составляет 2 (два) рабочих дня. В случае умолчания члена конкурсной комиссии его балл засчитывается в пользу предпринимателя по максимальной сумме.
- После утверждения протокола предпринимателям направляется соответствующее уведомление на адрес электронной почты, указанный при регистрации на веб-портале. При этом уполномоченный орган просматривает протокол посредством веб-портала на постоянной основе, а финансовое агентство и предприниматель – только после подписания протокола.
Глава 4. Механизм предоставления государственных грантов
- Региональный координатор Программы по результатам проведенного конкурса посредством веб-портала:
1) формирует электронный договор о предоставлении гранта и направляет его на согласование в финансовое агентство в течение 2 (два) рабочих дней со дня утверждения протокола конкурсной комиссии;
2) обеспечивает подписание договора о предоставлении гранта с предпринимателем, финансовым агентством в течение 5 (пять) рабочих дней со дня согласования проекта договора о предоставлении государственного гранта финансовым агентством.
- Государственные гранты предоставляются государством через региональных координаторов Программы по итогам проводимых конкурсов по отбору заявок предпринимателей на предоставление государственных грантов.
- После заключения договора о предоставлении гранта региональный координатор Программы осуществляет перечисление денежных средств предпринимателю на его расчетный банковский счет. Средства гранта не могут быть перечислены на счет физического лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.
- Дополнительные соглашения к договору о предоставлении гранта заключаются сторонами договора посредством веб-портала.
- Предприниматель обязан использовать грант по целевому назначению и выполнять условия договора о предоставлении гранта.
Глава 5. Мониторинг реализации проектов
- Для осуществления функций мониторинга реализации проектов предпринимателей в рамках настоящих Правил предоставления государственных грантов финансовое агентство запрашивает у предпринимателя все необходимые документы и информацию, в том числе составляющую коммерческую и банковскую тайны, осуществляет мониторинг с выездом на место реализации проекта.
- Мониторинг реализации проектов в рамках Правил предоставления государственных грантов осуществляется финансовым агентством на основе Правил проведения мониторинга проектов, реализуемых в рамках программ финансовой поддержки предпринимательства в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025», утверждаемых уполномоченным органом по предпринимательству.
К функциям финансового агентства относятся:
1) мониторинг целевого использования гранта;
2) мониторинг деятельности предпринимателей по выполнению бизнес-проектов по истечении 1 (один) года со дня получения гранта;
3) мониторинг выполнения предпринимателем условий по созданию новых рабочих мест;
4) мониторинг выполнения предпринимателем условий договора о предоставлении гранта.
- В рамках мониторинга финансовое агентство:
1) ведет реестр получателей грантов на веб-портале;
2) проводит мониторинг целевого использования средств, полученных предпринимателями, и представляет региональному координатору Программы отчет о реализации предпринимателями бизнес-проектов.
- При выявлении финансовым агентством нецелевого использования предпринимателем средств гранта либо несоответствия проекта и/или предпринимателя условиям предоставления государственных грантов и/или решению конкурсной комиссии и/или условиям договора о предоставлении гранта, либо неисполнения обязательств предпринимателем по достижении численности рабочих мест финансовое агентство через веб-портал уведомляет регионального координатора Программы и конкурсную комиссию.
На основе информации, представленной финансовым агентством, конкурсная комиссия в течение 10 (десять) рабочих дней с момента получения информации принимает решение о предоставлении дополнительного срока для устранения выявленных замечаний, либо о расторжении договора о предоставлении гранта с предпринимателем, после чего уведомляет через веб-портал о своем решении регионального координатора Программы и финансовое агентство.
- В случае принятия конкурсной комиссией решения о расторжении договора о предоставлении гранта с предпринимателем, региональный координатор Программы расторгает указанный договор на веб-портале и проводит мероприятия по возврату средств государственного гранта, использованного не по целевому назначению, в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан. В случае выявления нецелевого использования части средств гранта допускается возврат по соответствующему решению конкурсной комиссии средств гранта только на сумму нецелевого использования средств гранта.
Приложение 1 к
Правилам предоставления
государственных грантов для
реализации новых бизнес-идей
в рамках Государственной
программы поддержки и
развития бизнеса «Дорожная
карта бизнеса-2025»
Объявление о проведении конкурса
Организатор конкурса: ________________________________________
адрес электронной почты:_______________________;
контактный телефон ___________________________
Предмет конкурса: предоставление начинающим предпринимателям, молодым предпринимателям государственных грантов (на создание собственного бизнеса) в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025».
Форма конкурса: открытый конкурс.
Место подачи заявок для участия в конкурсе: веб-портал информационной системы субсидирования.
Порядок предоставления конкурсной документации: для участия в конкурсе претенденты представляют электронную заявку по утвержденной форме и полный пакет конкурсной документации.
Сроки предоставления заявок: с «____» ____________ 20___ года по «____» ___________ 20___ года.
Заявки, поступившие по истечении указанного срока, приему не подлежат.
С настоящим объявлением и конкурсной документацией можно ознакомиться на официальном сайте регионального координатора Программы: _______________.
Приложение 2 к
Правилам предоставления
государственных грантов для
реализации новых бизнес-идей
в рамках Государственной
программы поддержки и
развития бизнеса «Дорожная
карта бизнеса-2025»
Форма
Заявка на участие в конкурсном отборе на предоставление государственного гранта для реализации новых бизнес-идей
В _____________________ области (города
республиканского значения, столицы) от
_____________________________________
_____________________________________
(полное наименование юридического лица, фамилия,
имя, отчество (при его наличии) физического лица)
Прошу рассмотреть представленные материалы и заявляю об участии в конкурсном отборе для предоставления субъектам малого предпринимательства государственных грантов для реализации новых бизнес-идей (на создание собственного бизнеса).
- Сведения о заявителе:
для юридического лица:
наименование__________________________________________________
бизнес-идентификационный номер (далее – БИН) ______________________
фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя___________________
индивидуальный идентификационный номер (далее – ИИН) руководителя
_______________________________________________________________
адрес_________________________________________________________
номер телефона (факса)__________________________________________
для физического лица, индивидуального предпринимателя:
наименование__________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии) _____________________________
ИИН__________________________________________________________
документ, удостоверяющий личность:
номер_________________________________________________________
кем выдано____________________________________________________
дата выдачи____________________________________________________
адрес__________________________________________________________
номер телефона (факса)__________________________________________
Уведомление о начале деятельности в качестве физического лица, индивидуального предпринимателя:
местонахождение________________________________________________
дата уведомления________________________________________________
- Сведения о наличии текущего счета у субъекта малого предпринимательства в банке второго уровня:
Реквизиты банка: ________________________________________________
Наименование банка: ____________________________________________
БИК ___________________________________________________________
ИИК ___________________________________________________________
БИН ___________________________________________________________
Кбе ____________________________________________________________
- Запрашиваемые денежные средства, всего, тысяч тенге _________________________;
в том числе по годам:
№ п/п | Год | Сумма, тг |
1 |
|
|
2 |
|
|
Подтверждаю следующее:
1) отсутствие просроченной задолженности по ранее предоставленным кредитам (займам);
2) сведения, содержащиеся в настоящей заявке, а также все затребованные региональным координатором Программы документы представлены исключительно для предоставления государственных грантов в рамках Программы.
Гарантирую:
1) предоставлять и раскрывать по первому требованию регионального координатора Программы любую информацию и документы, содержащие банковскую и коммерческую тайны, затребованные в рамках рассмотрения настоящей заявки;
2) незамедлительно уведомить регионального координатора Программы в случае изменения данных, указанных в заявке.
Согласен с тем, что:
1) региональным координатором Программы и конкурсной комиссией допускается проводить проверку представленных сведений;
2) региональным координатором Программы допускается не проверять действительность указанных данных;
3) в случае выявления недостоверности указанных данных и информации, настоящая заявка отклоняется на любом этапе ее рассмотрения;
4) региональный координатор Программы вправе представлять указанные в настоящей заявке сведения, информацию и представленные предпринимателем документы заинтересованным третьим лицам (право которых на получение информации в рамках Программы предусмотрено законодательством Республики Казахстан), а также в уполномоченный орган по предпринимательству, уполномоченный орган по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек»;
5) региональный координатор Программы оставляет за собой право проверки любой сообщаемой предпринимателем о себе информации, а документы, представленные предпринимателем, будут храниться у регионального координатора Программы, даже если государственный грант не будет предоставлен;
6) принятие региональным координатором Программы данной заявки к рассмотрению, а также возможные расходы предпринимателя (на оформление необходимых для получения целевого гранта документов) не являются обязательством регионального координатора Программы предоставить целевой грант или возместить понесенные предпринимателем издержки.
Ознакомлен с условиями конкурса и Правилами предоставления государственных грантов для реализации новых бизнес-идей в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025».
Подтверждаю достоверность представленной информации, осведомлен об ответственности за представление недостоверных сведений в соответствии с законодательством Республики Казахстан и даю согласие на использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну, а также на сбор, обработку, хранение, выгрузку и использование персональных данных и иной информации.
Подписано и отправлено заявителем в 00:00 часов «__» ______ 20__ года:
Данные из ЭЦП
Дата и время подписания ЭЦП
Уведомление о принятии заявки:
Принято региональным координатором Программы в 00:00 часов «__» 20____ года:
Данные из ЭЦП
Дата и время подписания ЭЦП
Приложение к заявке
на участие в конкурсном отборе
на предоставление государственного
гранта для реализации новых бизнес-идей
Форма
Сведения о проекте
- Общая информация:
наименование проекта________________________________________;
краткое описание проекта_____________________________________;
место реализации проекта_____________________________________;
дата запуска проекта_________________________________________;
профилирующее направление деятельности (*заполняется в случае реализации проекта в областных центрах, городах Нур-Султане, Алматы, Шымкенте и Семее) _______________________________________________________________;
целевая аудитория пользователей продукции/услуг________________;
наличие земельного участка и/или помещения (аренда или собственное) _______________________________________________________________;
кадастровый номер участка и/или помещения (при наличии) _______________________________________________________________;
наличие необходимого оборудования/вспомогательных материалов (перечислить при наличии): ___________________________________________.
Данные о деятельности предпринимателя по общему классификатору видов экономической деятельности (ОКЭД):
секция: _____________________________________________________
раздел: _____________________________________________________
группа: _____________________________________________________;
класс: _____________________________________________________;
подкласс: ___________________________________________________.
- Стратегия продвижения проекта/продукта на рынок:
объем и емкость рынка продукта, анализ современного состояния и перспектив развития отрасли, в которой будет реализован проект _________________________________________________________________;
обоснование потенциальной доли рынка, которую способна занять предлагаемая продукция ____________________________________________;
основные тенденции на исследуемых рынках, ожидаемые изменения _________________________________________________________________;
наличие договоренностей с потенциальными потребителями продукции и документы, подтверждающие готовность приобретать продукцию (протоколы намерений, предварительные договоры поставки, договоры поставки) _________________________________________________________________
наличие факторов, обеспечивающих существенное влияние на успешную реализацию продукции на данном рынке (ценовая политика, превосходство продукции по техническим характеристикам, репутация на рынке, отношения с контрагентами, трудовой коллектив, не рядовые качества продукции, географические и иные особенности) ___________________________________________________;
конкурентные преимущества создаваемого продукта, сравнение технико-экономических характеристик с аналогами (приводится сравнительный анализ альтернативных решений по техническим и стоимостным характеристикам (технический уровень и стоимость предлагаемых для производства товаров, услуг в сопоставлении с аналогами, ссылки на источник информации):
Наименование показателей | Значение показателей | ||
предлагаемый образец | аналог № 1 | аналог № 2 | |
- Команда проекта:
количество наемных сотрудников ______________________________;
опыт работы в сфере предпринимательской деятельности и планируемой к реализации сфере (наличие соответствующей компетенции, умений, навыков или образования) ________________________________________________________.
- Реализация проекта:
срок окупаемости проекта, месяц __________________________________;
Виды расходов | Наименование статей расходов | Сумма расходов, тысяч тенге |
Собственные средства | ||
Средства гранта | ||
Всего: |
- Ожидаемый экономический эффект по проекту:
5.1 информация на дату подачи заявки:
Количество действующих рабочих мест, за исключением руководителя, чел. |
|
Сумма поступлений в виде налогов за предыдущий финансовый год, тысяч тенге |
|
5.2 прогнозная информация:
Годы | Прогноз | Сумма за 4 года
| |||
текущий год | 1-ый год | 2-ой год | 3-ий год | ||
Количество создаваемых новых рабочих мест, чел. |
|
| — | — |
|
Сумма новых поступлений в виде налогов, тысяч тенге |
|
|
|
|
|
Чистая прибыль, тысяч тенге |
|
|
|
|
|
- Управление рисками:
Виды риска | Вероятность наступления риска | Способы регулирования риска |
Имущественный (вероятность потери предприятием части своего имущества, его порчи и недополучения доходов в процессе осуществления производственной и финансовой деятельности) |
|
|
Маркетинговый (вероятность недополучения прибыли из-за снижения объема реализации или цены товара) |
|
|
Отраслевой (вероятность потерь вследствие неисполнения должником своих обязательств в результате изменения экономического состояния отрасли) |
|
|
- Сведения о представленных документах:
№ п/п | Наименование документа | Наименование электронного файла (в формате .pdf) |
1 | 2 | 3 |
1 | Документ (при наличии), подтверждающий прохождение предпринимателем краткосрочного обучения на курсах Программы и/или Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 – 2021 годы «Еңбек» |
|
2 | Выписка из банковского счета о наличии на счете предпринимателя денежных средств не менее 10 % от объема предоставляемого государственного гранта или документы, подтверждающие оценочную стоимость движимого и/или недвижимого имущества |
|
- Дополнительные сведения:
1) опишите конкурентоспособность бизнес-проекта (проработка рыночной потребности – маркетинговый анализ) (оценка проекта должна исходить из данных, отраженных в заявке);
2) опишите готовность бизнес-проекта, по Вашему мнению, к внедрению (уровень готовности проекта для запуска производства);
3) опишите какая существует экономическая выгода от реализации проекта;
4) опишите насколько, по Вашему мнению, срок окупаемости по данному проекту достаточен для эффективного управления проектом;
5) опишите чем Вы руководствовались при расчете новых рабочих мест по данному проекту, соответствует ли это количество достижению нужных результатов;
6) опишите опыт работы предпринимателя для реализации данного проекта в части его соответствия для достижения цели;
7) опишите насколько стабильно будет, по Вашему мнению, получение чистой прибыли от реализации проекта (оценивается в зависимости от влияния сезонности, праздничных дней на реализацию проекта);
8) опишите Ваши планируемые действия по переориентации проекта на другую отрасль в случае возникновения рисков (экономические, маркетинговые) (при оценке необходимо руководствоваться данными, указанными в заявке, а также исходить из направленности проекта);
9) опишите рынки сбыта для реализации проекта, имеющиеся наработки по поиску потенциальных покупателей или предварительные договоренности с потенциальными заказчиками;
10) опишите новизну бизнес-идеи (оригинальность, применимость, полезность, возможность реализации, наличие аналогов) (для инвалидов не применяется).
- Дополнительная информация:
Основные плановые экономические показатели (расходы на производство, прибыль, чистая прибыль, рентабельность выпускаемого продукта) к концу реализации проекта, приложить расчет показателей в формате Excel.
Расчет плана-прогноза доходов, расходов, движения денег, в разбивке по месяцам, с приложением расчетов в табличном виде в формате Excel. Расчеты по доходам с расшифровкой по видам деятельности, по затратам с расшифровкой по статьям затрат.
Приложение 3 к
Правилам предоставления
государственных грантов для
реализации новых бизнес-идей
в рамках Государственной программы
поддержки и развития бизнеса
«Дорожная карта бизнеса-2025»
Форма
График заседаний конкурсной комиссии по отбору заявок субъектов малого предпринимательства, претендующих на предоставление государственных грантов в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025»
№ п/п | Фамилия, имя, отчество (при наличии) предпринимателя | Наименование бизнес-проекта (краткое описание) | Место реализации бизнес-проекта | Запрашиваемая сумма гранта, тенге | Дата и время проведения заседания конкурсной комиссии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4 к
Правилам предоставления
государственных грантов для
реализации новых бизнес-идей
в рамках Государственной программы
поддержки и развития бизнеса
«Дорожная карта бизнеса-2025»
Критерии оценки проекта предпринимателя в рамках бизнес-идей
№ п/п | Наименование критерия | Описание и вес |
1. | Новизна бизнес-проекта (требование не является обязательным для социально уязвимых слоев населения) | Сумма баллов |
2. | Эффективность бизнес-проекта | Сумма баллов |
3. | Степень готовности | Сумма баллов |
4. | Наличие собственной инфраструктуры | 2 балла – наличие собственной инфраструктуры, требуемой для реализации проекта; 1 балл – бизнес-проектом предусматривается создание достаточной инфраструктуры для его реализации. |
5. | Софинансирование (денежными средствами, движимым/недвижимым имуществом, участвующим в бизнес-проекте) предпринимателем расходов на реализацию бизнес-проекта (требование не является обязательным для социально уязвимых слоев населения) | 2 балла – свыше 20 %; 1 балл – от 10 % до 20 %. |
6. | Преимущества проекта в сравнении с аналогами | 1 – 2 балла – имеются/0 баллов – не имеются |
7. | Экономическая целесообразность проекта | Сумма баллов |
1) Оценка новизны бизнес-проекта
Критерии новизны бизнес-проекта | Баллы |
Актуальность и уникальность проекта (отсутствие аналогов в регионе реализации бизнес-проекта) | 2 балла – отсутствие аналогов; 1 балл – имеются аналоги, однако направление реализации бизнес-проекта новое и перспективное для региона. |
Новизна предлагаемых в проекте решений (каналы сбыта, построение маркетинговой стратегии, материал/способ производства продукции) | 2 балла – соответствует; 1 балл – частично соответствует; 0 баллов – не соответствует. |
Технологический уровень проекта (наличие технологического оснащения) | 2 балла – в проекте используются современные технологии; 1 балл – имеется; 0 баллов – отсутствует. |
Наличие патента на производимый товар/предоставляемую услугу (наличие объекта интеллектуальной собственности) | 2 балла – имеется; 0 баллов – отсутствует. |
Перспектива расширения бизнеса (в том числе наличие стратегии продвижения продукта или бизнес-процесса на рынок, наличие потребности рынка, перспектива привлечения к финансированию частного капитала). | 2 балла – соответствует; 1 балл – частично соответствует; 0 баллов – не соответствует. |
ИТОГО | Сумма баллов |
2) Оценка эффективности бизнес-проекта
Критерии эффективности | Баллы |
Срок окупаемости бизнес-проекта | 2 балла – не более 3 лет; 1 балл – более 3 лет; 0 баллов – более 7 лет. |
Конкурентоспособность бизнес-проекта (наличие конкурентоспособных преимуществ) | 1 – 2 балла – имеются/0 баллов – не имеются |
Зависимость от одного поставщика либо узкого круга покупателей | Нет – 1 – 2 балла/Да – 0 баллов |
Наличие договоров/контрактов на поставку товара/основных средств/сырья и материалов/оказание услуг/работ/приобретение технологий/франшизы/патента и т.д. | 2 балла – имеется; 1 балл – отсутствует. |
Наличие собственного помещения для реализации бизнес-проекта | 2 балла – имеется; 1 балл – помещение арендуемое. |
ИТОГО | Сумма баллов |
3) Оценка степени готовности бизнес-проекта
Критерии оценки | Баллы |
Наличие рынка сбыта и возможность коммерциализации предлагаемых результатов бизнес-проекта | 2 балла – имеются потребность и каналы продвижения продукта на рынок; 1 балл – потребность низкая, каналы продвижения не эффективные с точки зрения конкуренции на рынке; 0 баллов – отсутствует. |
Наличие команды квалифицированных специалистов | 2 балла – имеется; 0 баллов – отсутствует. |
Наличие опыта в реализации проектов | 2 балла – более 3-х лет; 1 балл – до 3-х лет. |
Диверсификация бизнеса (возможна ли переориентация проекта на другую отрасль в случае возникновения рисков (экономические, маркетинговые). | 2 балла – возможна; 1 балл – возможна с минимальными инвестициями; 0 баллов – невозможна. |
Стоимость проекта (достаточность собственного и привлеченного капитала для полного завершения бизнес-проекта, приведение сравнительного анализа) | 2 балла – достаточно, имеется наглядный сравнительный анализ; 1 балл – проект требует дополнительного привлечения средств, при этом в бизнес-проекте раскрываются методы и источники привлечения. |
ИТОГО | Сумма баллов |
4) Оценка экономической целесообразности проекта
Критерии оценки | Баллы |
Создание рабочих мест | 2 балла – проект подразумевает создание достаточного количества рабочих мест; 1 балл – имеется риск несоздания заявленного количества рабочих мест. |
Значимость бизнес-проекта для региона (отрасль реализации, наличие социально-экономического эффекта) | 1 – 2 балла – имеется/0 баллов – не имеется |
ИТОГО | Сумма баллов |
Приложение 5 к
Правилам предоставления
государственных грантов для
реализации новых бизнес-идей
в рамках Государственной программы
поддержки и развития бизнеса
«Дорожная карта бизнеса-2025»
Форма
ПРОТОКОЛ № __ заседания конкурсной комиссии по отбору заявок субъектов малого предпринимательства, претендующих на предоставление государственных грантов для реализации новых бизнес-идей
- Краткие сведения о предпринимателе:
номер заявки: _________________ дата подачи заявки: ________________
для юридического лица: наименование______________________________ БИН_______________ фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя ______________________________
для индивидуального предпринимателя: наименование________________
ИИН ______________ фамилия, имя, отчество (при наличии) _____________________
- Краткие сведения о проекте:
наименование бизнес-проекта ____________________________
место реализации бизнес-проекта _________________________________
запрашиваемая сумма гранта, тенге ______________________________
- Члены комиссии:
1) _______________________фамилия, имя, отчество (при наличии);
2) …..
3) …..
Результаты голосования по проекту:
всего приняло участие в голосовании ______ членов комиссии, из которых:
проголосовало _____; не проголосовало _____ (принят максимальный балл «по умолчанию»).
Результаты рассмотрения комиссии проекта:
№ п/п | Наименование критерия | Средний балл: |
1. | Новизна бизнес-проекта (требование не является обязательным для социально уязвимых слоев населения) |
|
2. | Эффективность бизнес-проекта |
|
3. | Степень готовности |
|
4. | Наличие собственной инфраструктуры |
|
5. | Софинансирование (денежными средствами, движимым/недвижимым имуществом, участвующим в бизнес-проекте) предпринимателем расходов на реализацию бизнес-проекта (требование не является обязательным для социально уязвимых слоев населения) |
|
6. | Преимущества проекта в сравнении с аналогами |
|
7. | Экономическая целесообразность проекта |
|
| ИТОГО: |
|
Максимально возможная сумма баллов по проекту составляет ___ баллов;
Проходной балл для получения государственного гранта (70 % от максимально возможной суммы баллов) составляет: ________баллов;
Решение комиссии: проект одобрен на сумму ______ тысяч тенге/не одобрен.
Подписи членов комиссии:
- Данные из ЭЦП; дата и время подписания ЭЦП.
- …..
- …..
Приложение 2
к Государственной программе
поддержки и развития бизнеса
«Дорожная карта бизнеса- 2025»
Перечень приоритетных секторов экономики для потенциальных участников Программы
Код ОКЭД | Наименование |
Агропромышленный комплекс | |
01 | Растениеводство и животноводство, охота и предоставление услуг в этих областях, за исключением 01.11 «Выращивание зерновых культур (за исключением риса), бобовых культур и масличных семян» |
03 | Рыболовство и рыбоводство |
10 | Производство продуктов питания |
11.06 | Производство солода |
11.07 | Производство безалкогольных напитков, минеральных вод и других вод в бутылках |
Горнодобывающая промышленность | |
08.12.1 | Разработка гравийных и песчаных карьеров |
09 | Предоставление услуг в горнодобывающей промышленности |
Легкая промышленность и производство мебели | |
13 | Производство текстильных изделий |
14 | Производство одежды |
15 | Производство кожаной и относящейся к ней продукции |
16 | Производство деревянных и пробковых изделий, кроме мебели; производство изделий из соломки и материалов для плетения |
17 | Производство бумаги и бумажной продукции |
18 | Полиграфическая деятельность и воспроизведение записанных носителей информации |
20 | Производство продуктов химической промышленности |
21 | Производство основных фармацевтических продуктов и фармацевтических препаратов |
22 | Производство резиновых и пластмассовых изделий |
31 | Производство мебели |
Производство строительных материалов и прочей неметаллической минеральной продукции | |
23 | Производство прочей неметаллической минеральной продукции |
Металлургия, металлообработка, машиностроение | |
24 | Металлургическое производство |
25 | Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования |
26 | Производство компьютеров, электронного и оптического оборудования |
27 | Производство электрического оборудования |
28 | Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки |
29 | Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов |
30 | Производство прочих транспортных средств |
33 | Ремонт и установка машин и оборудования |
Другие сектора промышленности | |
32 | Производство прочих готовых изделий |
35.11.4 | Производство электроэнергии ветровыми электростанциями |
35.11.5 | Производство электроэнергии солнечными электростанциями |
35.11.9 | Производство электроэнергии прочими электростанциями |
35.11.2 | Производство электроэнергии гидроэлектростанциями |
38 | Сбор, обработка и удаление отходов; утилизация (восстановление) материалов |
39 | Деятельность по ликвидации загрязнений и прочие услуги в области удаления отходов |
Транспорт и складирование | |
45.2 | Техническое обслуживание и ремонт автомобилей |
49.3 | Деятельность прочего пассажирского сухопутного транспорта |
49.41 | Деятельность грузового автомобильного транспорта |
50 | Деятельность водного транспорта |
52 | Складирование грузов и вспомогательная транспортная деятельность |
53 | Почтовая и курьерская деятельность, за исключением деятельности, относящейся к сфере естественных монополий |
Туризм | |
55.10 | Предоставление услуг гостиницами и аналогичными местами для проживания |
55.20 | Предоставление жилья на выходные дни и прочие периоды краткосрочного проживания |
55.30 | Предоставление услуг кемпингами, стоянками для автофургонов и автоприцепов для жилья |
Информация и связь | |
59.14 | Деятельность по показу кинофильмов |
61 | Телекоммуникации |
62 | Компьютерное программирование, консультационные и другие сопутствующие услуги |
Профессиональная, научная и техническая деятельность | |
69.2 | Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита; консультирование по налогообложению |
71 | Деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий; технических испытаний и анализа |
72 | Научные исследования и разработки |
74 | Прочая профессиональная, научная и техническая деятельность |
75 | Ветеринарная деятельность |
81 | Деятельность по обслуживанию зданий и благоустройству территорий |
Образование | |
85 | Образование |
Здравоохранение и социальные услуги | |
86 | Деятельность в области здравоохранения |
87 | Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания |
88 | Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания |
Искусство, развлечение и отдых | |
91 | Деятельность библиотек, архивов, музеев и прочая деятельность в области культуры |
93 | Деятельность в области спорта, организации и развлечений (за исключением дискотек) |
Предоставление прочих видов услуг | |
95 | Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и бытовых товаров |
96.01 | Стирка и (химическая) чистка текстильных и меховых изделий |